Управление катамараном

Управление катамараном 2017-02-14T11:29:36+00:00

В нашей яхтенной школе можно пройти курс обучения управления парусным катамараном

Курс предназначен скорее не для новичков. Опыт хождения на монохулах или помощником на катамаране предпочтителен.

Двухнедельный курс — 1490 евро.

Включает в себя теорию, практику, навигацию. особое внимание уделяется швартовкам в сложных условиях, настрйке парусов и работе в одиночке и/или в команде. При наличие спутников, возможен дискаунт!

Габариты, комфорт и оснащение

За счет больших габаритов по сравнению с однокорпусной яхтой у катамарана есть плюсы и минусы, которые мы сейчас рассмотрим.

Большие габариты предоставляют обитателям больший комфорт, как правило, это:

  • наличие кондиционера с выводами в каждой каюте,
  • два холодильника,
  • как правило, 4 гальюна,
  • электрический слив унитазов,
  • электрические розетки в каждой каюте (на 220 и 12 вольт),
  • электрические лебедки,
  • большой кокпит и большая кают компания позволяют команде в полном составе располагаться в хорошую погоду в кокпите, а при плохой погоде в кают компании,
  • наличие высоких подволоков позволяют спокойно стоять во весь рост повсеместно,
  • сетка, расположенная на баке дает возможность с комфортом проводить время на стоянке и в походе (можно с удовольствием валяться, прыгать, загорать).
  • как правило, у катамаранов длинная якорная цепь (с учетом малой осадки), которая позволяет надежно вставать на якорь,
  • достаточно емкие водяные и топливные танки,
  • удобное крепление динги (на шлюпбалках), что значительно облегчает работу по подъему и снятию динги (уже с мотором).

Управление бегучим такелажем также выведено на капитанский мостик, что очень удобно при управлении одному или при малочисленном экипаже.

Обзор, управляемость

Опять же, за счет габаритов с мостика катамарана открывается хороший обзор на открытой воде, при этом, обзор из кают-компании практически на 99% позволяет вести наблюдение и управлять автопилотом, не находясь на мостике. Однако, в маринах на швартовке обзор хуже, чем на яхте и нужно привыкать к габаритам судна, особенно с тех сторон, которые не просматриваются.

Двигатели и управляемость

У катамарана два двигателя, что позволяет ему разворачиваться практически на месте (как танку): один движок работает вперед, другой на реверс. Кроме того, второй можно считать резервным (хотя некоторые сложности в управлении при работающем одном движке все же возникают).

Кроме того, у новичков вызывает сложность одновременное работа как со штурвалом, так и с двумя рукоятками управления газом и направлением движения!

Осадка

Средняя осадка катамарана — 0,7 метра, что позволяет швартоваться в маринах и бухтах ближе к берегу по сравнению с однокорпусниками, у которых осадка в среднем начинается от 1,8 метра.

Особенности поведения на волне и ветре

На длинной волне, особенно если на нее накладывается еще короткая, два поплавка катамарана чаще всего не попадают на один гребень или ложбину волны, поэтому по сравнению с однокорпусником, который отрабатывает это явление всем корпусом, катамаран качает сильнее. Однако, короткую и невысокую волну (меньше 1 метра) два поплавка катамарана проглатывают достаточно уверенно, поэтому команда чувствует себя в это время комфортнее, чем на однокорпуснике.

Катамаран хорошо идет по ветру и плохо против ветра; в то время как яхта более ходкая под разными ветрами.

Минусы

За счет больших габаритов:

  • сложнее найти место для швартовки в марине,
  • увеличен ветровой снос, что усложняет управление, особенно в сильный ветер (по паспортным данным на катамаран его сопротивление будет в 6 раз больше, чем у однокорпусника той же длины!)

В ветер от 6 баллов без непромоканца на мостике и в кокпите делать нечего: мостик захлестывает волной с крыши, а кокпит — с транца.

Особенности

В виду того, что у катамаранов слабое место — это мачта (отсутствует ахтерштаг, степс расположен достаточно высоко относительно центра тяжести, крена судна для компенсации нагрузки тоже практически нет), требуется очень четкое выполнение инструкции по своевременному рифлению грота, дабы снять нагрузку и не привести к крашу.

Поэтому шкипер должен очень хорошо знать классическую систему грота с лэйзи-джеком, а также последовательность взятия рифов.

Кроме того, в инструкции четко написано, что категорически запрещается идти под стакселем без грота или с гротом со вторым рифом — все из-за той же угрозы поломки мачты.
Также шкиперу нужно знать, что ввиду того, что мачта смещена назад (по сравнению с однокорпусной яхтой), при хождении под одним гротом катамаран заметно приводится. Чтобы уменьшить этот эффект необходимо несколько больше обычного растравливать гика-шкот.

Краткий обзор основных особенностей катамаранов (от 40 футов и более) по сравнению с однокорпусной яхтой 

Итак, все же, по моему личному мнению, катамаран совмещает в себе понятия «парус» и «комфорт».

Современные катамараны быстроходны, комфорт на этих судах на порядок выше монохулов.

Благодаря панорамным окнам-иллюминаторам салон залит светом, и, обзор из этого помещения составляет все 360 градусов. За обеденным столом в салоне спокойно размещаются 8 человек. Камбуз позволяет развернуться душе любого повара, здесь есть почти вся необходимая бытовая техника, холодильник, морозильная камера, льдогенератор, ящики для хранения посуды и прочего становится подобием барной стойки.

Такая планировка делает удобной подачу блюд и напитков прямо в зону отдыха – кормовой кокпит. Там расположены удобные диваны, обеденный стол. Сверху от солнца или дождя кокпит защищен жесткой крышей.

Пройдя по боковым проходам, вы попадаете из кокпита в носовую часть лодки, где устроена зона для загорания, а поднявшись по трапу — на флайбридж к главному посту управления.

Его расположение в этом месте практично и целесообразно: с этой точки у рулевого открывается отличный обзор и возможность держать под контролем все происходящее на палубе, что очень удобно при швартовых операциях.

Чаще всего управлять катамараном можно и из центрального салона, где расположен еще один пост управления.

Планировка корпусов катамарана размером 40-45 футов предусматривает 3 или 4 каюты, в зависимости от выбранной версии. Они хорошо освещены благодаря иллюминаторам, имеют приятный интерьер, в каждой находится двуспальная кровать и богатая меблировка с большими шкафами и рундуками для хранения вещей.

Каюты имеют отдельные туалетные комнаты с душем. Звукоизоляция моторных отсеков и их удаленность от жилых помещений дает экипажу комфортную тишину.

Остается только с помощью инструкторов школы Ru-Sailing научиться управлять всем этим великолепием.

Цена недельного курса обучения на катамаране составляет в среднем 790 евро. Вы можете убедиться сами, что это действительно недорого, сравнив наши цены с конкурентами.

Записаться на курс/задать вопрос