Морская радиосвязь УКВ (VHF)

Морская радиосвязь УКВ (VHF) 2018-02-04T13:33:12+00:00

Детальная информация по морской радиосвязи (PDF)

Осенью 1901 года по инициативе А.С.Попова была создана первая линия радиосвязи для нужд речного судоходства в Ростове-на-Дону между портом и плавучим маяком в дельте Дона. До этого, летом 1901 года А.С.Поповым были усовершенствованы им же созданные и испытанные на Балтийском флоте (на учебных кораблях «Африка» и «Европа») в 1897-98 г.г. радиостанции. Он испытал их в начале осени 1901 года, во время перехода Черноморской эскадры из Севастополя в Новороссийск осуществив двухстороннюю радиосвязь на расстоянии 150 км.

Изобретатель радио профессор Александр Степанович Попов (1859 – 1905).

В 1902 году А.С.Попов выступил с инициативой сооружения первой регулярной радиолинии и вновь для нужд гражданского флота. Она связала на расстоянии 20 км через Днепр г.Херсон и Голую Пристань (Украина). Эта радиолиния заменила собой линию проводного телеграфа длиной 150 км, которую нужно было бы провести в обход. Постройка радиостанций обошлась в 6 раз дешевле, а главное осуществлена во много раз скорее, чем возможное строительство линии проволочного телеграфа. Заслуги А.С.Попова в создании линии радиосвязи для нужд гражданского флота увековечены, в г.Херсоне, на стене дома, где находилась радиостанция, висит мемориальная доска с надписью: «В этом доме в 1902 году по инициативе изобретателя радио А.С.Попова была оборудована первая на Украине гражданская радиостанция. Отсюда впервые осуществлена беспроволочная связь Херсона с Голой Пристанью».
Так что 1901 год, можно считать годом рождения радиосвязи на гражданском морском и речном флоте. Что же за аппаратура применялась для работы линии регулярной радиосвязи. Достоверных и точных данных о ней не сохранилось, а полную информацию сейчас найти вряд ли возможно, но разрозненные литературные источники, позволяют предположить, что она производилась совместной русско-французской фирмой, которую русский профессор А.С.Попов и французский инженер Э.Дюкрете создали в 1899 году – «POPOFF – DUKRETET» (при содействии Французского и Российского правительств). У французов было налажено производство искровых передатчиков, а в Кронштадских радиомастерских под руководством А.С.Попова были созданы приемники, способные принимать телеграфные сигналы как на телеграфный аппарат Морзе так и на головные телефоны.

УКВ радиосвязь на море

Для морской УКВ радиосвязи выделен специальный диапазон частот 156,0…162,025 мГц, на котором радиообмен происходит с использованием узкополосной частотной модуляции (NFM). Весь диапазон разделён на 58 каналов, шаг сетки частот составляет 25 кГц.

Все каналы разделены на два поддиапазона — на каналы с номерами 0..28 и 60..88. Внутри каждого поддиапазона шаг сетки частот составляет 50 кГц, частоты каналов поддиапазонов отличаются на 25 кГц (кроме каналов 87B и 88B). К примеру, частота канала 71 равна 156,575 мГц, а частота канала 11 — 156,550 мГц, разница 156,575-156,550=25 кГц (см. таблицу). У дуплексных каналов разница частот между судовой и береговой радиостанции составляет 4,6 мГц, а у симплексных каналов частоты совпадают. Например, каналы 0..7 — дуплексные, 8..16 — симплексные. Чаще всего для радиообмена используются симплексные каналы.

Номер
канала
Частота судовой
радиостанции, мГц
Частота береговой
радиостанции, мГц
0 156,000 160,600
1 156,050 160,650
2 156,100 160,700
3 156,150 160,750
4 156,200 160,800
5 156,250 160,850
6 156,300 156,300
7 156,350 160,950
8 156,400 156,400
9 156,450 156,450
10 156,500 156,500
11 156,550 156,550
12 156,600 156,600
13 156,650 156,650
14 156,700 156,700
15 156,750 156,750
16 156,800 156,800
17 156,850 156,825
18 156,900 161,500
19 156,950 161,550
20 157,000 161,600
21 157,050 161,650
22 157,100 161,700
23 157,150 161,750
24 157,200 161,800
25 157,250 161,850
26 157,300 161,900
27 157,350 161,950
28 157,400 162,000
Номер
канала
Частота судовой
радиостанции, мГц
Частота береговой
радиостанции, мГц
60 156,025 160,625
61 156,075 160,675
62 156,125 160,725
63 156,175 160,775
64 156,225 160,825
65 156,275 160,875
66 156,325 160,925
67 156,375 156,375
68 156,425 156,425
69 156,475 156,475
70 156,525 156,525
71 156,575 156,575
72 156,625 156,625
73 156,675 156,675
74 156,725 156,725
75 156,775 156,775
76 156,825 156,825
77 156,875 156,875
78 156,925 161,525
79 156,975 161,575
80 157,025 161,625
81 157,075 161,675
82 157,125 161,725
83 157,175 161,775
84 157,225 161,825
85 157,275 161,875
86 157,325 161,925
87B 161,975 161,975
88B 162,025 162,025

Канал 16 (156,8 мГц) является международным, он используется для вызова судов и подачи сигналов бедствия.

Мощность радиостанций для морской УКВ радиосвязи находится в диапазоне от 1 до 25 Вт, что позволяет получить наибольшую дальность 60 морских миль (111 км) при использовании антенн, установленных на высоких мачтах судов или на береговых возвышенностях. Если же антенны радиостанций установлены на небольших судах невысоко над водой, то дальность радиосвязи будет составлять 5 морских миль (9 км). Антенны должны быть установлены вертикально, так как используется вертикальная поляризация радиоволн.

 

Радиосвязь на море также необходима, как и на суше. Даже ещё более – зачастую морские рации применяются в тех условиях, когда, другой связи просто нет.

Морские радиостанции – это многофункциональные устройства для приёма и передачи данных, адаптированные к трудным условиям эксплуатации, и обладающие некоторыми особенностями, отличающими их от обычных Си-Би или портативных радиостанций. Они могут устанавливаться нанебольших моторных лодках, катерах, яхтах и больших судах.

Радиостанции предназначенные для использовании на судах работают в пределах таких частот: 156,025 -157,425 Mгц на передачу и 156,050– 163,275 Мгц на прием. Почему полоса приёма шире полосы передачи? Дело в том, что частоты от 157,425 до 163,275 Мгц отведены для разнообразных служебных каналов, таких как  каналы информации об изменениях погоды и прочее.

Практически все современные морские рации оснащены функцией ЦИВ, по-английски — DSC. ЦИВ  — цифровой избирательный вызов. Рация с ЦИВ обладает MMSI (Maritime Mobile Service Identity) – собственным номером, который подобен номеру телефона. Он индивидуален для каждой рации. С помощью MMSI вы можете вызвать напрямую какое-то конкретное судно, которое тоже оснащено радиостанцией с ЦИВ и обладает собственным номером MMSI. Естественно, для этого вы должны знать этот номер. Это существенно облегчает работу с радиостанциями и большим количеством абонентов.

Кроме этого, функция ЦИВ обеспечивает постоянное слежение за эфиром на канале 70. На 70-ом канале запрещено вести переговоры, он предназначен только для передачи различных цифровых вызовов. Это может быть сигнал бедствия, вызов «всем судам», запрос возможности контакта и прочее.   Если на вашу радиостанцию, оснащённую функцией ЦИВ, поступает такой вызов, на дисплее сразу отображается на какой канал вам нужно переключиться – если поступает сигнал бедствия, это будет 16 канал, или 72 канал, если вас вызывает другое судно.

Получить сертификат или лицензию радиоператора VHF — нет ничего простого, записывайтесь

во время прохождения курса Интенсив, 150 € и лицензия у вас в кармане (после экзамена),

если вне прохождения интенсивного курса, то после сдачи экзамена —  200 € .