Повышение мастерства швартовки

Повышение мастерства швартовки 2016-12-19T17:43:53+00:00

p1190176

Несмотря на то, что швартовка является одним из основных элементов в практике любого шкипера (Выйти и зайти в порт (марину) должен уметь каждый шкипер), оказывается, что многие выпускники яхтенных школ по тем или иным причинам этого не умеют.

В яхтенной школе Ru-Sailing швартовке, как важнейшему элементу управления лодкой уделяется огромное внимание и выделяется много времени (столько, сколько нужно для освоения различных способов швартовки  и в различных условиях!!!)

Мы считаем, что уметь швартоваться при различных условиях — это просто закон для любого яхтсмена!

Конечно же, только на практике можно понять и научиться учитывать многие факторы, влияющие на процесс швартовки. Назовем основные из них:

  • пропер-эффект,
  • ветровой снос,
  • течение,
  • наличие (учет) естественных и искусственных препятствий,
  • знание маневренных качеств своей лодки (поворотливость, остойчивость, расстояние, которое пройдет лодка после начала торможения/включения реверса/остановки двигателя и т.д. в тех или иных погодных условиях),
  • знание технических характеристик своей лодки (макс./мин. обороты двигателя, высота пера руля, направление вращения винта, скорость отдачи/подъема якорной цепи и др.).

Кроме того, в нашей школе отрабатываются на практике такие элементы, как швартовка в критических условиях, (отказ двигателя, швартовка под парусами); рассматриваются возможности и варианты швартовок при штормовых условиях…

Немного теории

Швартовка (mooring) — процесс подхода судна и его крепление к причалу, пирсу или другому судну при помощи синтетических веревок или стальных тросов, называемых швартовыми (или швартовыми концами – quarter ropes).

Перед швартовкой капитан должен принять решение о способе швартовки и выполнить ряд маневров. Способ швартовки выбирается, исходя из возможностей марины, порта, габаритов судна, наличия свободных мест, длительности планируемой стоянки и т д.

Чтобы избежать повреждения бортов судна, используются подвесные резиновые отбойники, называемые кранцами (fenders), вывешиваемые на бортах судна на необходимой в данных условиях высоте.

p1170217Способы швартовки:

  • швартовка носом,
  • швартовка кормой,
  • швартовка бортом,
  • швартовка к борту или к корме стоящего или идущего корабля.

Достаточно часто при швартовке яхты бортом к причалу/судну используются дополнительные веревки, называемые шпрингами (spring), которые позволяют равномерно распределить нагрузку на другие швартовы и силовые элементы судна.

Необходимые манёвры:

  • выбор направления и скорости движения яхты для предотвращения столкновения с причалом и другими лодками,
  • подход яхты к причалу (лодке) с разворотом в выбранном направлении (учитывается пропер эффект),
  • удержание на месте на время подачи швартовов (в зависимости от условий, могут использоваться подруливающие устройства (bow thruster), мускульная сила рук, отпорных крюков с использованием в качестве опоры леерных стоек, бортов рядом стоящего судна),
  • подтягивание и растяжка у причала при помощи швартовых, муринговой линии (якорной цепи).