Принимаем яхту (чек-лист)

Принимаем яхту (чек-лист) 2017-03-10T13:19:59+00:00

CHECK IN

Процедура «Check in» – это общение с ответственным представителем чартерной компании, который показывает, что и где на лодке находится. Он рассказывает об особенностях тех или иных устройств, объясняет и показывает, как они работают. Сотрудник часто заинтересован в том, чтобы как можно быстрее освободиться и заняться другими клиентами… И тут важно лично убедиться, что все, что он показал, действительно работает.

Проблема начинающих яхтсменов – боязнь показаться некомпетентным. Принимая яхту, они спешат сказать, что им все ясно, и легко могут не заметить, что прибор не работает, механизмы заедают, а проводка такелажа не соответствует объяснениям.

Чартерные круизные яхты похожи друг на друга, тем не менее многие элементы в них могут иметь существенные различия – и здесь не надо стесняться спрашивать. Представитель компании и сам может «давить» на клиента, делая вид, что не понимает его.
Другая проблема неопытных яхтсменов: они считают, что если лодка новая, то она обязательно исправна. Это иллюзии. Яхты эксплуатируются в разных условиях и отдельные узлы изнашиваются по-разному. Даже новые (то есть примерно годовалые) яхты могут иметь те или иные повреждения, поломки и недостатки.

Безопасность

  • Количество и исправность спасательных жилетов и страховочных обвязок.
  • Спасательный плот (СРОК ГОДНОСТИ!), спасательный круг-подкова.
  • Пиротехника.
  • Аптечка.
  • Трюмные помпы — ручная и автоматическая (проверяем работоспособность).
  • Огнетушители (СРОК ГОДНОСТИ!).
  • Газовые вентили и газовая сигнализация.
  • Где находятся заборные отверстия для воды, расположенные ниже ватерлинии?
  • Состояние иллюминаторов и люков.
  • Аварийный вентиль подачи топлива в двигатель

Двигатель
Проверяем уровень масла, натяжение ремня. Запускаем, проверяем, идет ли вода, включается ли передний и задний ход.
Записываем количество моточасов.
Проверяем наличие запчастей: фильтры, ремень, крыльчатка.

Рулевая система

— Где аварийный румпель, как устанавливается и работает?

Стоячий такелаж

— Проверяем места крепления вант и штагов (наличие и целостность шплинтов), натяжение вант и штагов.

Паруса и бегучий такелаж
Если позволяет ветер, ставим паруса. Проверяем состояние. Изучаем систему рифления.
Проверяем состояние шкотов, фалов и пр.
Проверяем исправность лебедок, наличие и количество ручек к ним.
Стопора.

Якорная система
Проверяем работу якорной лебедки и выясняем, как сбрасывать цепь и поднимать якорь вручную
Где находится выключатель-автомат?
Какова длина якорной цепи и размечена ли она?
Крепление конца цепи к корпусу.
Где запасной якорь?

Приборы и штурманские инструменты
Рация — проверяем ее работоспособность на прием и передачу, связавшись с кем-либо.
Включаем и проверяем все приборы, имеющиеся в наличии.
Выясняем, как откалиброван эхолот — от поверхности воды, от датчика или от киля.
Проверяем наличие штурманских инструментов: линейки, циркуля и компаса-пеленгатора.

Электричество
Где находятся аккумуляторы, как закреплены? Где главные выключатели?
Проверяем, работает ли зарядное устройство от берега и генератора.
Горят ли наружные огни и есть ли освещение внутри?

Туалеты
Проверяем, как заливается и смывается вода в гальюнах, работает ли откачка воды из душа.
Если есть фекальные танки, как их опорожнять?

Вода
Выясняем, где находятся водяные танки и заливные отверстия.
Где находятся вентили переключения с одного танка на другой?!
Есть ли индикатор уровня воды (или расхода воды)?

Газ

— Где расположены баллоны, есть ли запасной?

— Расположение вентиля перекрытия газа.

Динги (тузик)
Если не надут — надуваем и смотрим, держит ли воздух. Если уже надут, ищем помпу к нему, нужно убедиться, что работает и подходит по диаметру.
Проверяем весла и уключины.

Подвесной мотор
Заводим, проверяем, есть ли ход.
Проверяем наличие бензина.

Швартовые концы и кранцы

— Проверяем количество и состояние.

Документы

— Проверяем документы на яхту и судовую роль (crew list), наличие
карт, лоций, инструкций к приборам и описания самой яхты.

— Записываем телефон чартерной компании для связи в экстренных случаях.

Повреждения Осматриваем яхту снаружи и внутри на предмет повреждений (царапины, трещины, сколы и пр.). Если есть — сфотографировать и (или) сделать запись о них. По возможности фотографируем подводные части — перо руля и нижнюю часть киля.

CHECK OUT

По возвращении из плавания роли меняются. Теперь чартерная компания в лице своего представителя будет дотошно проверять лодку. Если поводов для наложения штрафа не найдется, то депозит в целости и сохранности вернется к вам. Если в лодке что-то не так, лучше сообщить об этом чартерному агенту сразу.
По форме процедура check out может быть различна. Бывает так, что лодка подвергается доскональному осмотру: днище обследует аквалангист, борта тщательно моются для облегчения поиска возможных повреждений корпуса, с пристрастием осматриваются паруса, веревки, лебедки, проверяются приборы, мотор, подвесной мотор, комплектность. Короче, делается все то, что обычно делает клиент перед выходом в море. Только с большей придирчивостью, которая, кстати, иногда выходит за рамки разумного. Как-то представитель чартерной компании указал нам на скол на полу в каюте, назвав это проблемой и намекая на возможность штрафных санкций. Конечно же, во время check in этот скол не был замечен, да и кому придет в голову рассматривать царапины на полу. И хотя нам все-таки удалось доказать, что скол не был свежим, неприятный осадок остался.
Впрочем, надо отдать должное такой дотошности: видя, как чартерная компания проводит check out, понимаешь, как на самом деле компания относится к своему флоту и насколько безопасно плавание на ее лодках. Бывает и так: агент, мельком осмотрев лодку, кивнул и удалился. Check out окончен.
В завершение полезно заметить: выходя в море, вы ответственны за свою жизнь и жизнь тех, кто с вами на лодке.