Проверочный список перед отходом или “Отдать швартовы!”

Сильная волна с порывистым ветромТолько представьте себе ситуацию: через 10 минут после выхода в море Вы спускаетесь в кают-компанию и видите диван с мокрыми разводами, стенку с солёными подтёками под приоткрытым люком…

А ведь перед выходом из марины ничто не предвещало волны с порывистым ветром. Была тёплая погода, спокойные воды и полный штиль…

Теперь же остаётся только задраить люки и оставшуюся часть пути сидеть на мокром диване, подкладывать полотенца или предпринимать другие меры, для того, чтобы вернуть хоть немного комфорта и продолжить путешествие, оставшись в более менее хорошем расположении духа.

Однако, после подобных ситуаций это весьма сложно. Но их можно избежать, соблюдая некоторые правила.

Надо отметить, что есть ряд процедур, который следует обязательно провести всегда перед выходом в путь. Уже несметное количество раз опытные яхтсмены убеждались в их необходимости.

Так что же надо сделать такое, чтобы неприятности не поджидали Вас, как минимум, в начале пути?

 1) С вечера (накануне):

– получить/найти прогноз погоды (уровень прилива-отлива при нахождении в  соответствующей акватории);

– подготовить план перехода (навигационный план), записать моточасы;

– проверить якорный огонь.

2) Утром (перед отходом): 

если есть время за час-два до отхода, чтобы исправить обнаруженные недостатки и пополнить требуемые запасы;

– получаем свежий прогноз погоды (сравниваем с вечерним, при наличии барометра проверяем его показания);

– заправка водой танков для воды;

– наличие топлива, его количество, необходимость заправки;

– наличие воды под пайолами;

– наличие спичек, зажигалки.

отдача швартовых

Также проверяем работоспособность:

– спасательных жилетов (удостоверяемся, что местонахождение знает каждый);

– водоотливной помпы (электрической, ручной);

– якорной лебёдки;

– навигационных огней;

– ходовых огней;

– аккумуляторов (уровень заряда; после завода двигателя проверяем работоспособность генератора по току заряда);

– штурвала (вращение, заедание);

– двигателя (уровень масла, охлаждающей жидкости, натяжение ремня генератора  и водяной помпы, кран подачи забортной воды; наличие «концов» в воде, до того как заводить двигатель);

– заводим двигатель, прогреваем, визуально проверяем «плюёт» вода из выхлопной системы или нет;

– коробки передач и винта (включаем на малый вперед и назад).

3) Перед отходом:

– отключён ли кабель питания  от береговой электросети (не забыть забрать, включая переходники);

– шланг заправки водой  с переходником (не забыть забрать, если доставали);

– включаем все необходимое оборудование: GPS, AIS, VHF, эхолот, лаг, анемометр и пр.

– переключаем холодильник на режим экономии, если планируется ход  под  парусами;

– убрать и закрепить все вещи в каютах, кают-компании, на камбузе;

– задраить люки;

– перекрыть краны, имеющие выход ниже ватерлинии (кроме двигательного).

проверка состояния такелажа

Непосредственно перед отходом (отдачи швартов) проверяем:

– наличие команды на местах;

– течение;

– ветер;

– соседние лодки (их муринги – направление входа в воду; швартовы – «концы» в воде; наличие отчаливающих, швартующихся);

– наличие людей в воде;

– наличие кранцев в требуемых местах;

– свои швартовы (возможность/ готовность к отдаче, расправляем свободные концы);

– муринговую линию (возможность/готовность отдачи муринга с лодки, отсутствие зацепов берегового конца за лодку, а также убеждаемся в том, что береговой конец не идёт под лодку в районе винта), если стоянка на якоре, то якорь и якорную цепь (снят ли стопор, работоспособность лебёдки).

Общие вопросы, требующие еженедельного контроля (проверки/пополнения/замены):

– наличие газа, запасного газового баллона для готовки пищи;

– газовый вентиль;

– газовая сигнализация;

– дымовая сигнализация;

– наличие аптечки, требуемых лекарств и сроки годности (в том числе таблеток от морской болезни, противоаллергические средства);

– такелаж стоячий (крепление, целостность, натяжка): ванты, штаги, краспицы, тросы, талрепы, шплинты;швартовочный узел

– такелаж бегучий (крепление, целостность): блоки, шкивы, фалы, топенанты, шкоты, гик, барабан закрутки стаксель-шкота;

– фонарики и батарейки;

– крепление якоря к форштевню;

– сигнальный набор ракетниц (убедиться, что экипаж знает, где лежит);

– давление в огнетушителях;

– состояние иллюминаторов, люков;

– аварийный вентиль перекрытия подачи топлива в двигатель;

– наличие и нахождение запчастей (фильтры, ремень генератора, масло, импеллер);

– наличие и нахождение аварийного румпеля;

– исправность лебёдок, стопоров, ручек;

– калибровка эхолота;

– работоспособность помпы откачки воды из душа;

– проверка тузика (его комплектности: насос, вёсла, ремкомплект);

– проверка подвесного мотора (работоспособность, наличие запчастей и топлива к нему).