Как выбрать правильную яхт школу?!
Разбираемся в парусных школах и стандартах обучения
Прочитав эту статью, ты сможешь сэкономить время и деньги!
На самом деле всё не так сложно, как кажется с первого взгляда!
Для начала нужно определиться по какой системе, и какую лицензию Вы хотите получить на выходе!
Коротко рассмотрим основные международные системы обучения (лицензирования) на яхтенного капитана.
Российские ГИМС, ВФПС мы здесь не рассматриваем, так как они национальные – не международные.
Итак, это IYT, RYA, ISSA, ICC.
В чём основные отличия стандартов обучения управления парусной яхтой?
IYT – международный стандарт обучения со штаб-квартирой в Канаде.
Широко распространён во всём мире, включая всю Европу, Азию, Северную и Южную Америку, котируется везде и принимается тоже.
RYA – серьёзный конкурент со штаб-квартирой в Британии.
Требования к обучающимся завышенные. Чаще всего обучение проходит на английском языке в приливной (а это сложная акватория) зоне.
И для новичков, с моей точки зрения, сложно освоить азы яхтинга в таких условиях. Это как в любом виде спорта, начинаем с малого, а потом переходим к сложному.
ISSA – стандарт, который пришёл из Восточной Европы. Штаб-квартира в Польше.
Принимается не во всех странах мира.
Кстати, часть яхт школ попали (перешли) в эту систему после того, как не прошли проверку на качество обучения, в частности из системы IYT.
ICC – стандарт обучения, принятый в Европейском Союзе. И, естественно пользуется спросом в Европе.
Принимается не во всех странах.
Однако если хочется походить по европейским рекам, каналам, озёрам, желательно получить эту лицензию. (Кстати, у нас можно получить данную лицензию!)
Наш выбор – это самая распространённая на сегодняшний момент в мире система обучения – International Yacht Training Worldwide (IYT WW).
По этой системе можно пройти обучение, начиная с самых азов Competent Crew, Bareboat Skipper, заканчивая Yachtmaster Ocean, и получить в итоге профессиональную (коммерческую) лицензию.
Если мы с Вами определились с системой, идём дальше.
Знаете ли Вы, что яхт школ по системе IYT WW в России более 40?!
Как же среди них выбрать ту самую?
Попробуем разобраться и систематизировать наше понимание в этом вопросе.
Итак, выберем несколько основных критериев, по которым следует выбирать яхт школу.
1. Инструктор и яхт школа. Отзывы.
Не зря говорят, что в сфере образования и услуг надо выбирать не по имени, а по способностям того или иного мастера обучать и делиться своим опытом.
Например, многие выбирают учителя иностранного языка, узнав о нём от знакомых, так же как и тренера по фитнесу, инструктора по дайвингу, мастера-визажиста…
Ведь один мастер может иметь множество регалий, быть супер именитым, однако обучать, передавать свой опыт и знания будет не в силах.
А у другого, достижений будет поменьше, однако передавать свой опыт, обучать будет превосходно. Я думаю, Вы с этим согласитесь!
Обучение управлению парусной лодкой ничем не отличается от выше приведенных примеров.
Поэтому выбираем инструктора по отзывам (“сарафанному радио”) и, конечно же, проверяем на официальном сайте IYT – https://www.iytworld.com/ наличие соответствующих лицензий, как у школы, так и у инструктора!
2. Как в яхт школе учат теорию, на берегу или в море?
Естественно практика проходит в море, а где Вам предлагают учить теорию?!
В прошлом, в нашей яхт школе занятия проходили раздельно, а именно в осенне-зимнее время за 2-4 месяца до практики в учебном классе проходили теоретические занятия (полноценных 4 дня).
В результате, из-за такого перерыва между теорией и практикой, студенты приезжали на практику, позабыв 80-90% материала, изученного в классе.
И в 2015 году, после проведения нескольких курсов, объединяющих теорию и практику на яхте, было принято решение о запуске курса ИНТЕНСИВ (теория и практика на борту судна), как более продвинутого, успешного и полезного для студентов!
Мы первыми внедрили этот метод!
В итоге, наши курсанты получили несколько важных преимуществ, а именно:
– экономия времени;
– экономия денежных средств;
– более высокие показатели усвоения материала!
Для яхт школы – это наоборот были потери в деньгах!
Но, в данном случае, успехи наших выпускников для нас ВАЖНЕЕ!
Итак, наш выбор – это курс ИНТЕНСИВ
(теория и практика на борту судна).
Как правило, занятия проходят по следующему плану: с утра в течение 1-2 часов проводятся теоретические занятия, а затем они закрепляются тут же в море.
Согласитесь, насколько проще:
– запомнить все эти морские мудреные названия, когда тебе показывают всё прямо на месте;
– когда парус ты настраиваешь на яхте, а не на листике;
– когда маршрут ты прокладываешь на настоящей морской карте и тут же следуешь по нему, используя настоящие навигационные приборы!
При этом обучение стало проходить насыщеннее и результативнее, стало требоваться меньше времени на усвоение материала и больше времени стало оставаться на практику.
Именно поэтому, у нас в школе очень высокий процент успешно сдавших экзамен и в дальнейшем самостоятельно покоряющих морские просторы капитанов!
3. Есть ли у яхт школы свои яхты и что это за яхты?
Наличие своей яхты у школы обязательный критерий. Почему?
Если яхта чартерная (взятая в аренду), то говорить о полноценном оснащении её нет смысла, стоимость обучения на такой яхте априори будет выше, включая пресловутый депозит (страховку) за яхту.
И, наоборот, за своей яхтой следят, её досконально знают, она оснащается, как правило, максимально, начиная от морских карт, заканчивая электронным спецоборудованием, а также комфортными элементами, как для обучения, так и для быта.
Поэтому и обучение на такой яхте максимально удобно, полезно и эффективно!
4. Регион обучения – важный критерий с многих точек зрения.
А) Есть ли возможность студенту легко, быстро и недорого купить билеты и добраться до места базирования яхты.
Б) Какая погода, как правило, в регионе? Стабильная погода и ветра, безусловно, важны для процесса обучения управлению парусной яхтой.
В) Насыщенность региона маринами, бухтами, гаванями, трафиком судов, навигационными знаками.
Критерий важен для тренировок швартовок в разных условиях и разных местах, возможности укрыться в непогоду, насыщенности (интересности) маршрута, тренировок расхождений с другими судами, а также комфортности обучаемых по наличию береговых условий (души, туалеты, бары, рестораны, электричество, вода).
Г) Россия или заграница?
Несколько слов хочется сказать об обучении в РФ, и в частности, Крымском регионе и акватории Черноморского побережья Кавказа.
Близко – да, дешевле, не уверен. Но, если Вы собираетесь ходить только по территориальным водам РФ, то выбор данного региона Ваше всё! Дальше можете не читать…
Если же Вы хотите научиться ходить в международных водах, то в этом случае, при выборе школы есть над чем поразмыслить!
Итак, если Вы решили пройти обучение в вышеназванных регионах РФ, готовьтесь, во-первых, с маринами (гаванями) у Вас будет тяжко – их очень мало.
То есть разнообразия отработки маневрирования и швартовок в разных условиях у Вас не будет.
Во-вторых, в этих регионах масса бюрократических проволочек относительно хождения в территориальных водах (оформление всевозможных разрешений на выход, вход, ограничения на заходы, чрезмерный контроль и т.д.).
В-третьих, никакой терминологии на английском (между прочим, основном международно-признанном морском языке) – только русский и многое другое.
5. Поддержка выпускников после обучения.
Повышение яхтенного мастерства.
Имеет ли возможность курсант с получением основной лицензии обучиться и получить VHF лицензию радиооператора или, например, европейскую ICC для управления моторным катером?
Может ли он в дальнейшем консультироваться, получать скидки, в том числе при взятии яхты в чартер, повышать квалификацию, участвовать во флотилиях и регатах?
6. Цена курса обучения.
Данный критерий неразрывно связан с качеством обучения.
Все мы знаем с Вами пословицу: “Скупой платит дважды!”
Однако, как нам выбрать с Вами золотую середину, чтобы не переплатить, да и не попасть на “неполноценные курсы”?
Давайте рассмотрим такой вопрос: почему у некоторых школ курсы дешевле, чем у других?
Обычно такие школы, когда объясняют низкую цену, говорят об оптимизации процесса, о наличии своих собственных яхт, дешевизне региона, так ли это?
На самом деле экономят они исключительно на Вас, а точнее на Ваших знаниях и умениях.
Смотрите!
1) Если цена низкая, то одной из причин может быть “дешёвый инструктор”.
Как мы с Вами хорошо понимаем, ценящий себя, знающий, умеющий инструктор не может брать за свои услуги мало.
Демпинг в зарплате инструктора можно приравнять к низкому качеству обучения!
2) Вторая причина – увеличение количества курсантов одновременно проходящих обучение на яхте.
Результат обучения, как мы с Вами понимаем, напрямую зависит от того, сколько времени курсант лично проводит за штурвалом яхты, учится управлять яхтой, лично принимает решения при расхождении с другими судами, швартуется, становится на якорь, отдаёт команды, прокладывает свой маршрут, следует ему и т.д.
Поэтому, если курсантов, проходящих обучение на яхте, более пяти, то, безусловно, качество обучения каждого конкретно курсанта будет низким!
Узнавайте заранее, сколько человек будет обучаться на яхте одновременно.
Чем больше обучаемых, тем меньше можно сделать цену за обучение без ущерба кошельку яхт школы!
3) Третья причина – уменьшение длительности курса обучения.
И вновь страдает наше с Вами мастерство. Как уже было подробно расписано в предыдущем пункте – нам снова остаётся меньше времени на занятия, обучение, личное участие в управлении яхтой, как результат низкая подготовка.
Итак, если на практическое обучение в яхт школе Вам оставляют менее 10 дней, то результат в этом случае будет очень низким!!!
Чем короче курс обучения, тем меньше затрат у яхтенной школы, тем ниже можно сделать цену курса без ущерба бюджету яхт школы.
Итак, если Вы будете проходить обучение в такой школе, то Вам наверняка (если Вы действительно хотите получить знания, а не просто сертификат) придётся идти в другую школу, платить по новой и проходить обучение ещё раз.
7. И мы подошли с Вами к последнему критерию –
какова цель Вашего обучения?
Если Вы хотите просто получить “корочки”, то ищите самые дешёвые варианты, не обращая внимание на количество обучаемых, сроки, условия, регион и т.д.
Если же Вы реально хотите научиться, то нужно внимательно взвесить все выше перечисленные моменты и соотнести их с тем, что предлагают Вам в различных яхт школах.
В настоящее время появилось множество яхт школ, которые сделали из яхтинга прибыльный бизнес – “конвейер по выкачиванию денег”.
Когда выпускники получают (практически покупают) лицензии не за дорого, и, естественно, имеют низкий уровень знаний и умений: ни швартоваться, ни ставить паруса, ни построить маршрут, ни руководить экипажем они не умеют.
Я уже не говорю о нарушении правил безопасности, грозящие травмами и гибелью членов экипажа, да и лодки в целом!
Обращаю Ваше внимание на следующий тревожный момент – стало невесёлой традицией, когда в яхтенную школу Ru-Sailing приходят доучиваться, переучиваться после таких псевдо курсов.
Большинство из таких курсантов отмечают, что как раз у них было на яхте по 6-7-8 человек, обучались они от силы дней 8 из 10, когда за всё время обучения дали несколько раз подержаться за штурвал, когда основное время учёбы курсанты, мягко скажем, отдыхают в барах и ресторанах!
В этой статье, я постарался изложить своё виденье по процессу выбора яхтенной школы, в которой можно и нужно учиться, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченное время и деньги!
Мне, конечно же, будет приятно увидеть всех на борту нашей учебной яхты DREAM, всех желающих пройти обучение, исправить ошибки, набраться опыта, а также повысить квалификацию.
И даже если Вы выберите не нашу школу, но с учётом изложенных выше критериев, я буду считать свою миссию выполненной!
Ведь как говорят знатоки:
“Чтобы выйти в море, нужны лицензии.
Чтобы вернуться, знания и опыт!”
Почему многие выбирают обучение в яхт школе Ru-Sailing!
Яхтенная школа Ru-sailing является лицензированным партнером IYT WW, что подтверждается соответствующим сертификатом, так же как и инструктора школы.
Ознакомиться с этими данными Вы можете на сайте штаб-квартиры IYT (www.iytworld.com)
Сотни шкиперов прошли обучение и получили квалификации Bareboat Skipper IYT, десятки Yachtmaster Coastal/Offshore IYT, сотни человек прошли курсы улучшения навыков управления яхтой.
С реальными отзывами Вы можете ознакомиться здесь
Длительность курса обучения у нас стандартно составляет 12 дней.
Количество одновременно обучаемых курсантов на яхте 4 (в редких и исключительных случаях 5).
Теория в яхт школе Ru-sailing проходит по самому продвинутому курсу обучения ИНТЕНСИВ (теория и практика на борту яхты).
У яхт школы имеются яхты, одна из которых выделена для обучения.
Это “французский круизёр” со спортивным характером – Beneteau Oceanis 43, под красивым именем DREAM.
Несколько слов о яхте
Яхта оснащена по последнему слову техники: навигация, автопилот, радар все фирмы Raymarine; VHF радиостанция Simrad с AIS; носимая радиостанция с GPS определением координат, скорости, курса Standard Horizon; спасательный плот; EPIRB радиобуй передачи сигнала бедствия и т.д.
Два туалета с душевыми, холодильник, газовая плита с духовкой, солнечные панели на 400 Вт, инвертер на 3 КВт, позволяющий полноценно использовать даже болгарку в походе, 4 двухместных каюты и многое другое.
Длина яхты 43 фута (13 метров) – это самый выверенный и удобный размер яхты для обучения.
Если яхта размером 37-40 футов, то выпускникам после обучения сложно переходить на яхты большего размера.
Если же яхта больше 45 футов, то курсанты не чувствуют габаритов.
Как они сами говорят, приходя на новое обучение/переучивание к нам в яхт школу, на такой большой яхте они чувствуют страх и неуверенность, и как результат, слабые умения и навыки.
Кроме того, яхты большего размера, как правило, загружают большим количеством курсантов.
Занятия, обучения, тренинги проходят у нас в одной из удачных акватории Эгейского и Ионического морей (Турция-Греция):
– длительный период комфортной для обучения погоды (апрель-ноябрь), редкие дожди, стабильные ветра;
– побережье насыщенно самыми разными маринами, портами, уютными заливами и гаванями, где есть вода, электричество, душ, туалет;
– кроме того, в большинстве марин можно встать на ночь у причала на ужин в ресторане;
– наконец, Турция безвизовая для россиян страна, да и с авиабилетами проблем не возникает, как с покупкой, так и ценой.
Дальнейшая поддержка выпускников и возможность повышения квалификации и закрепления навыков.
Во время обучения на Bareboat Skipper IYT у курсантов есть возможность получить европейские лицензии ICC, которые расширяют Ваши лицензии до моторных катеров, лицензии VHF радиооператора.
Кроме того, для тех, кто неудачно отучился в другой яхт школе, кто давно не стоял за штурвалом, кто хочет улучшить свои навыки без получения лицензии, в нашей яхт школе постоянно проводятся недельные курсы повышения квалификации.
На которых без занудства мы изучаем/вспоминаем все те моменты, которые Вы подзабыли, не усвоили и не прошли, как теоретические, так и практические (Курс молодых шкиперов).
И, конечно же, для тех, кто уже созрел повысить свою квалификацию, есть мастерские курсы Yachtmaster Coastal и Yachtmaster Offshore.
Все обучающиеся, безусловно, получают консультации по любым яхтенным вопросам, начиная от приема яхты в чартере, заканчивая выбором яхты для покупки и регистрации её.
Скидки предусмотрены всем выпускникам школы на курсы повышения квалификации, аренды яхты в чартерной компании (мы являемся агентами большинства яхтенных компаний Турции, Греции, Италии, Хорватии), для участия в наших флотилиях и регатах?
Мы гарантируем качественное обучение по всей линейке курсов яхт школы. Вы можете быть уверенными, что Вы выпуститесь действительно подготовленным шкипером (программу обучения IYT WW мы проходим полностью без сокращений).
Во время учебного похода мы с Вами проходим интереснейшие места, швартуемся в красивейших маринах, встаём на якорь в изумительно чистых бухтах, и всё это при соблюдении высоких стандартов безопасности, поэтому именно с нами многие становятся яхтсменами и воплощают мечту в жизнь!