В этом разделе Вы сможете ознакомитесь с чрезвычайно полезным курсом
“Как выжить в открытом море?”
Сколько можно продержаться в открытом море?
На самом деле — долго. Один из наиболее поразительных случаев произошёл в XVIII веке с капитаном Уильямом Блаем и его командой. После мятежа на судне «Баунти» капитана и верных ему людей высадили на деревянный баркас длиной всего семь метров, оставив им минимальный запас еды и пресной воды.
Моряки продержались в океане 47 дней. Они даже добрались до европейской колонии, преодолев путь в 6 700 километров, не имея компаса и карты, выбирая направление при помощи секстанта.
Роберт Додд, «Бунтовщики»
Что важнее всего для выживания?
Как ни странно, залог выживания — это не еда или вода, а спокойствие. Путешественник и врач Ален Бомбар был уверен, что люди гибнут в море не из-за погоды и сложных условий, а из-за депрессии и страха, которые заставляют их делать ошибки.
Поэтому Ален Бомбар решил отправиться в длительное морское плавание, поставив себя в условия «человека за бортом», чтобы на собственном опыте доказать следующее: 1. Человек не утонет, если в качестве спасательного средства будет пользоваться надувным спасательным плотиком. 2. Человек не умрет от голода и не заболеет цингой, если будет питаться планктоном и сырой рыбой. 3. Человек не умрет от жажды, если будет пить выжатый из рыбы сок, и в течение 5-6 дней – морскую воду. Кроме того, он очень хотел разрушить традицию, по которой поиск потерпевших кораблекрушение прекращался через неделю или, в крайнем случае, через 10 дней. По поводу первых двух пунктов могу сказать, что именно после плавания Алена Бомбара на всех судах, особенно на небольших и промысловых, наряду со спасательными катерами и шлюпками стали широко использоваться надувные спасательные плотики разной вместимости – ПСН-6, ПСН-8, ПСН-10, (ПСН- плотик спасательный надувной, цифра – вместимость человек.) В отношении сырой рыбы – коренные жители крайнего севера – чукчи, ненцы, эскимосы, чтобы не заболеть цингой, всегда ели и едят не только сырую рыбу, но и мясо морских животных, восполняя этим недостаток витамина «С», который, как известно, содержится в различных овощах и фруктах.
От поведения в открытом море зависит выживание: из-за паники люди совершают ошибки и принимают неверные решения, слишком много суетятся и двигаются, а энергию надо беречь. Плохое уже случилось — вы в открытом море. Некогда страдать, надо выбираться.
Как сберечь энергию?
В море или океане при избыточной активности мы теряем слишком много сил, необходимых для выживания. Если вы оказались в воде, то нужно двигаться как можно меньше и стараться найти плавающий предмет, за который вы зацепитесь. Многое зависит от температуры воды, но средство для плавания придётся искать даже в тёплых морях.
Если же вы на плоту, шлюпке или на чём-то, что держится на поверхности воды, старайтесь согреться и просохнуть, а также посмотрите вокруг. Подбирайте всё, что можете подобрать. В открытом море пригодится любой предмет.
Как добывать пресную воду?
Самый очевидный, но ненадёжный источник пресной воды — осадки. Постарайтесь подготовить любую ёмкость, куда соберёте дождевую воду: консервные банки, обувь, проплывающий мимо пластик, плотные листья, пакеты, мешки.
Ещё один способ найти питьё — сделать дистиллятор. Для него нужны две ёмкости (большая и маленькая), а также непромокаемый материал: кусок полиэтилена, пакет. В большую ёмкость наберите солёную воду, поставьте в неё пустую маленькую ёмкость. Пакет или другой материал натяните на края большой ёмкости и положите в центр небольшой груз. Вода будет испаряться и оседать на плёнке. Капли покатятся к центру, где лежит груз, и упадут в пустую ёмкость. Так вы наберёте немного пресной воды.
Способ добычи пресной воды
Возможно, на вашем плавательном средстве образуется конденсат сам по себе. Собирайте и его, даже если придётся облизывать лодку.
Не забывайте, что водоросли и рыба тоже содержат пресную воду, поэтому если сумеете поймать пропитание, часть жидкости получите вместе с едой.
Как добывать еду?
Как ни странно, с едой в океане всё более-менее нормально. Пань Лянь, китайский моряк, оказался после битвы во время Второй мировой войны в открытом море и прожил на спасательном плоту 133 дня. Он даже смог сделать запас пищи, потому что постоянно добывал себе пропитание, сделав удочки из подручных материалов.
Постарайтесь выдумать, из чего изготовить рыболовные снасти. Сгодятся любые верёвки, нитки, выдернутые из одежды, украшения, булавки, крышки от консервных банок. Для первой рыбалки наживкой может стать нитка, потом получится использовать остатки уже пойманных рыб.
Даже если рыба не ловится, можно поддерживать силы планктоном и водорослями.
Чтобы их собрать, нужно взять любой кусок ткани (из одежды), сформировать из него «сачок» и ловить им мелких обитателей океана. На вкус, конечно, так себе, но для выживания выбирать не приходится. Зато водоросли помогают не допустить развития цинги.
Вообще есть надо всё, что попалось (если только оно выглядит свежим и неядовитым): черепах, креветок, птиц. Пернатые в пустынных районах иногда не боятся людей, и их можно поймать с помощью приманки и петли из верёвки.
Ловушка для морских птиц
Добывать рыбу надо сразу же, как только вы оказались в море, даже если вы на спасательном плоту и у вас имеется положенный трёхдневный рацион. Никто не может точно сказать, когда вас найдут спасатели и на какое время придётся растягивать паёк. Действуйте немедленно.
Как защититься от опасностей?
Подготовиться ко многим опасностям в море в теории невозможно, но кое о чём стоит помнить:
- Если приближается шторм, то для устойчивости плота все тяжёлые вещи нужно переложить в центр. То же относится и к людям — перемещайтесь в середину судна, чтобы волны его не перевернули.
- Старайтесь защищать голову и кожу от ультрафиолета. В открытом море, когда мало питьевой воды, солнечный ожог переносить сложнее. Яркий свет отражается от поверхности океана, и этот блеск может сильно навредить глазам, так что берегите зрение и не смотрите на воду постоянно.
- Когда ловите рыбу, не привязывайте леску и верёвки к рукам или ногам. Крупная рыба может дёрнуть крючок с такой силой, что не обойдётся без травм.
- Соблюдайте осторожность и не пытайтесь вытащить слишком больших рыб. Они могут опрокинуть лодку.
- Не берите в руки рыб с иглами и шипами. Они могут быть не только острыми, но ещё и ядовитыми.
Как найти землю?
На самом деле, если вы потерпели кораблекрушение, лучше никуда не двигаться и по возможности оставаться на месте, хотя в океане это и трудно. Спасательные операции будут проходить в первую очередь в районе аварии.
Если вы смыслите что-то в навигации, хорошо бы лечь на обратный курс и вернуться к земле тем же путём, которым вы шли.
Когда под рукой нет навигационных приборов, а вы ничего не понимаете в звёздном небе и не умеете держать курс, найти землю можно случайно или по косвенным признакам: над сушей собираются облака, во время гроз туда бьют молнии, по мере приближения к побережью чаще появляются птицы. В некоторых районах их можно увидеть довольно далеко в открытом море, но на суше, конечно, их намного больше.
Как не сойти с ума в открытом море?
Чтобы добраться до суши, нужна ясная голова и уверенность в своих силах, но их как раз труднее всего сохранять. Помогут правила, которых придерживаются путешественники-одиночки:
- Установите и соблюдайте режим, хотя бы какой-нибудь. Если вы не одиноки, назначьте дежурства и распределите обязанности. Необходимость вставать на вахту и выполнять свою часть работы поможет собраться и не впасть в отчаяние.
- Ведите дневник или журнал, если есть возможность записывать. Это помогает упорядочить мысли и продумать планы.
- Работайте. Ловите рыбу, собирайте водоросли, высматривайте землю, придумывайте новые способы применения старых предметов. Делайте всё, чтобы не успевать сожалеть о своём положении.
- Старайтесь двигаться, насколько это возможно. Поплавайте, если позволяет погода и вы уверены, что сможете вернуться на плот или лодку.
Стремитесь жить и выжить и у вас это получится.
Крушение «Эссекса»
В 1820 году китобойное судно «Эссекс», бороздившее просторы южной части Тихого океана, атаковал кашалот. Судно получило пробоину и корабль затонул. Команда из 20 человек успела перебраться в шлюпки, прихватив с собой запасы продовольствия и пресной воды на два дня. Спасенную провизию растянули на пару недель. После того, как закончилась пресная вода, моряки полоскали рот морской водой и пили собственную мочу. Когда команда находилась уже на грани смерти от жажды, на горизонте показался необитаемый остров.
Исчерпав за неделю почти все ресурсы острова, члены экипажа «Эссекса» решают возобновить плавание в поисках нового острова. Но взятых с собой запасов еды оказывается слишком мало на столь длительное путешествие и один за другим моряки начинают умирать. Ради того, чтобы выжить, оставшиеся члены экипажа решают есть тела своих умерших товарищей. 18 февраля 1821 года британское китобойное судно «Индиан» заметило первую лодку с тремя оставшимися моряками. 23 февраля китобойное судно «Дофин» спасло двоих моряков другой лодки; трое моряков, пожелавших остаться на острове, также были спасены. Три члена экипажа третьей лодки погибли в море.
Итак, способы личного выживания…
(вопросы рассматриваемые при прохождении курса личного выживания)
- Что мы понимаем под организацией спасательной службы на море?
- Кем принимается решение об оставлении судна. Действия экипажа по сигналу “Шлюпочная тревога”.
- Организация оставления судна экипажем.
- Порядок посадки в шлюпки и спуск их на воду.
- Порядок спуска плотов и посадка в них.
- Индивидуальные спасательные средства. Их применение.
- Спасательные круги и требования к ним.
- Спасательные жилеты и требования к ним.
- Гидрокостюмы и защитные костюмы и требования к ним.
- Действия человека оказавшегося в воде.
- Распорядок жизни на коллективном спасательном средстве.
- Психологический аспект выживания.
- Влияние голода на выживаемость человека оказавшегося в воде.
- Влияние холода на выживаемость человека оказавшегося в воде.
- Влияние жары на выживаемость человека оказавшегося в воде.
- Опасности, угрожающие жизни человека оказавшегося в воде.
Экстренные условия в море возникают, когда судно терпит кораблекрушение. Судно покидают по команде капитана.
Покидая судно, необходимо сохранять спокойствие и не создавать беспорядок, помогать тому, кто находится в затруднении. Не расходовать бесцельно ракеты и дымовые шашки, если не существует реальных возможностей быть замеченными. Надеть теплую одежду. Правильно надеть спасательный жилет. Выпить побольше воды.
Высадка с судна:
— Если есть возможность, надо стараться высаживаться на плот (шлюпку), не входя в воду, так как сухая одежда лучше защищает от холода.
— Если необходимо прыгать прямо в воду, надо убедиться в том, что спасательный жилет надежно закреплен. Если он надет правильно, то позволяет прыгать с высоты 4,5 м над уровнем воды. Для прыжка следует использовать следующую технику.
1) соединить колени и держать ноги слегка согнутыми;
2) одной рукой закрыть нос и прикрыть рот;
3) другой рукой крепко схватить жилет, положив руку под мышку, блокируя ее локтем таким образом, чтобы жилет не поднялся вверх и не накрыл голову.
— Если коллективные спасательные средства отсутствуют, ночью необходимо привести в действие лампочку, встроенную в жилет, выдернув две пробки из батарейки; днем, когда слышится шум самолета, открыть пакет растворимого красителя (уранина); проверить действие свистка.
После высадки на плот необходимо предпринять следующие действия:
— помочь другим подняться на плот;
— собрать возможные предметы на воде;
— закрыть специальными пробками клапаны безопасности (плот);
— проверить возможные потери;
— открыть пакет со стандартным оборудованием плота, чтобы проверить его содержимое;
— начать лечение раненых;
— как можно лучше осушить внутренности плота;
— спустить в воду плавучий якорь, который позволит медленнее удаляться от места бедствия, сообщит спасательному средству большую стабильность при бурном море и позволит избежать брызг;
— держать наготове сигналы, чтобы позвать на помощь.
Распределение воды и пищи:
Пищу надо раздавать начиная со второго дня нахождения на плоту (шлюпке). Помнить о принципе, что нельзя есть, если нет питьевой воды. Избегать пить воду в первые 24 ч, чтобы организм мог привыкнуть к новой ситуации.
В день надо выпивать 0,5 л воды, смачивая губы и подержав жидкость во рту прежде, чем проглотить. Пить следует маленькими глотками. Если нет питьевой воды, то можно утолять жажду дождевой водой. Если употреблять несоленую пищу, покрывая дневной рацион поваренной соли питьем морской воды, то без опасности для жизни морскую воду можно выпивать по 800–900 мл в сутки в течение 5 дней. Если за этот срок спасение не пришло, то воду можно получать из рыбы, в которой ее содержится 60–80 %. В организме рыбы вода пресная.
Но если придется находиться в море довольно долго, то необходимо утолять и голод. Пищей должна служить рыба, в которой в достаточном количестве содержаться белки, в том числе и незаменимые аминокислоты, жиры и витамины А, D, В1,и В2. Однако в рыбе почти полностью отсутствуют углеводороды и витамины В12 и С. Углеводороды при достаточном количестве воды образуются в самом организме человека из белков и жиров. Длительное отсутствие в организме человека витаминов В12 хотя и вызывает анемию и вялость, но не опасно для жизни. Цинга – бич мореплавателей еще в недавние времена – может быть предупреждена употреблением в пищу планктона, в котором витамин С содержится в большом количестве.
Преодолевая чувство страха, безнадежности, отчаяния и одиночества, сохраняя мужество, надежду на спасение, потерпевшие кораблекрушение в открытом море имеют возможность выжить и достичь берега, если они окажутся на спасательных средствах. Поэтому Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море предусматривается снабжение морских судов спасательными средствами в количестве, достаточном для команды и всех пассажиров.
ГОТОВЬТЕСЬ – НЕ ПОПАДАЙТЕ, а ЕСЛИ ПОПАЛИ ДЕРЖИТЕСЬ и ДЕЙСТВУЙТЕ, НЕ ОПУСКАЙТЕ РУКИ и ВЫ ВЫЖИВИТЕ!