Повышение мастерства швартовки
Несмотря на то, что швартовка является одним из основных элементов в практике любого шкипера (Выйти и зайти в порт (марину) должен уметь каждый шкипер), оказывается, что многие выпускники яхтенных школ по тем или иным причинам этого не умеют.
В яхтенной школе Ru-Sailing швартовке, как важнейшему элементу управления лодкой уделяется огромное внимание и выделяется много времени (столько, сколько нужно для освоения различных способов швартовки и в различных условиях!!!)
Мы считаем, что уметь швартоваться при различных условиях – это просто закон для любого яхтсмена!
Конечно же, только на практике можно понять и научиться учитывать многие факторы, влияющие на процесс швартовки. Назовем основные из них:
- пропер-эффект,
- ветровой снос,
- течение,
- наличие (учет) естественных и искусственных препятствий,
- знание маневренных качеств своей лодки (поворотливость, остойчивость, расстояние, которое пройдет лодка после начала торможения/включения реверса/остановки двигателя и т.д. в тех или иных погодных условиях),
- знание технических характеристик своей лодки (макс./мин. обороты двигателя, высота пера руля, направление вращения винта, скорость отдачи/подъема якорной цепи и др.).
Кроме того, в нашей школе отрабатываются на практике такие элементы, как швартовка в критических условиях, (отказ двигателя, швартовка под парусами); рассматриваются возможности и варианты швартовок при штормовых условиях…
Немного теории
Швартовка (mooring) — процесс подхода судна и его крепление к причалу, пирсу или другому судну при помощи синтетических веревок или стальных тросов, называемых швартовыми (или швартовыми концами – quarter ropes).
Перед швартовкой капитан должен принять решение о способе швартовки и выполнить ряд маневров. Способ швартовки выбирается, исходя из возможностей марины, порта, габаритов судна, наличия свободных мест, длительности планируемой стоянки и т д.
Чтобы избежать повреждения бортов судна, используются подвесные резиновые отбойники, называемые кранцами (fenders), вывешиваемые на бортах судна на необходимой в данных условиях высоте.
Способы швартовки:
- швартовка носом,
- швартовка кормой,
- швартовка бортом,
- швартовка к борту или к корме стоящего или идущего корабля.
Достаточно часто при швартовке яхты бортом к причалу/судну используются дополнительные веревки, называемые шпрингами (spring), которые позволяют равномерно распределить нагрузку на другие швартовы и силовые элементы судна.
Необходимые манёвры:
- выбор направления и скорости движения яхты для предотвращения столкновения с причалом и другими лодками,
- подход яхты к причалу (лодке) с разворотом в выбранном направлении (учитывается пропер эффект),
- удержание на месте на время подачи швартовов (в зависимости от условий, могут использоваться подруливающие устройства (bow thruster), мускульная сила рук, отпорных крюков с использованием в качестве опоры леерных стоек, бортов рядом стоящего судна),
- подтягивание и растяжка у причала при помощи швартовых, муринговой линии (якорной цепи).