Системы обучения яхтингу IYT, RYA, ISSA, ICC, ГИМС, ВФПС.

Самый полный анализ школ, международных и национальных систем обучения яхтингу.

Итак, вы уже созрели научиться управлять парусно-моторной яхтой. Но не можете определиться в какую яхтенную школу пойти. При этом, на ваши поисковые запросы в Интернете стали выскакивать непонятные аббревиатуры  IYT, RYA, ISSA, ICС и пр. Какое отношение эти названия имеют для выбора яхтшколы?

Что ж давайте разбираться.

Выше перечисленный перечень аббревиатур это, по большому счету, и есть системы обучения яхтингу. А яхтенные школы представляют ту или иную систему обучения, выдавая после курса обучения соответствующую лицензию IYT, RYA, ISSA, ICC… Мы с вами включим в наш перечень еще “российские системы” ГИМС, ВФПС, Минтранса, чтобы привести все эти системы и стандарты обучения к единому знаменателю, и понять, какие же права на управление яхтой нам нужны!


IYT, RYA, ISSA, ICC.

Юридические аспекты.

Большинство из нас имеют права на управление автомобилем, и с этими правами мы ездим как у себя дома, так и за рубежом. И никаких проблем у нас, как правило, не возникает, когда мы с вами арендуем авто в какой-либо прокатной конторе за границей. Это стало возможным потому, что существуют единые (близкие) стандарты обучения и выдачи прав на управление автомобилем, закрепленные на международном уровне.

Что же касается стандартов обучения и лицензирования яхтсменов, особенно касательно международного их признания – здесь не все так однозначно! Так, например, в некоторых скандинавских странах права на управление яхтой вообще не требуются. В других странах принимают лицензии только определенных систем (одной или нескольких из вышеперечисленных). А, например, в России признаются только национальные права.

В 1948 году при ООН была создана Международная морская организация (IMO), которая занимается вопросами унификации правил и международного взаимодействия на море. Этой организацией принимаются конвенции (законы), которые в зависимости от ратифицирования  (признания) той или иной страной становятся международно-признанными. Так появились МППСС – международные правила предупреждения столкновения судов – “ПДД на воде” и множество других, которые помогают взаимодействовать на море странам, кораблям, капитанам. Так вот, в 1998 году прошла очередная сессия IMO посвященная вопросам облегчения международного морского судоходства, в резолюции которой было отмечено о создании единых стандартов обучения и сертификации судоводителей. Не вдаваясь в подробности, большинство европейских стран ратифицировало эту Резолюцию №40, и теперь эти страны принимают в качестве основного легитимного документа, подтверждающего навыки управления судном длиной до 24 метров и пассажировместимостью до 12 человек, лицензию ICC – International Certificate of Competence.

обучение

Легитимность и распознаваемость яхтенных лицензий: что общего и в чем различия?

Легитимность – это юридическое признание страной документов, в нашем случае, прав на управление яхтой. Распознаваемость – признание различными организациями (чартерными компаниями) лицензий, выдаваемых яхтенными школами, представляющими ту или иную систему обучения яхтингу  IYT, RYA, ISSA и т.д.

Вспомним еще раз Резолюцию №40 IMO, декларированные в ней минимальные требования к знаниям и практическим навыкам легли в основу учебных программ большинства систем обучения яхтингу, как международных, так и национальных. Поэтому между программами различных школ, представляющих свои системы обучения, не должно быть существенных различий. Они появляются только тогда, когда в системе обучения ослаблен контроль над школами, и когда сами школы отходят от рекомендуемых стандартов обучения. А так как в международном пространстве единого закона по легитимности тех или иных яхтенных лицензий не существует, требования к сертификатам носит скорее прецедентный характер, нежели законодательный. То есть, в каждой стране свой подход к легитимности национальных и международных прав, так же как у чартерных компаний, сдающих яхты в аренду, также свой подход к recognition (распознаванию) этих лицензий. И это понятно, ведь заложниками этой неясной ситуации становятся в первую очередь чартерные компании, которые на своем горьком опыте сдачи яхт некомпетентным шкиперам, нарабатывают “прецедентные” списки “белых и черных” школ и систем обучения. Таким образом, распознаваемость лицензий конкретной школы и системы обучения, которую она представляет, зависит от качества обучения в ней! Также хочу обратить внимание читателя на то, что легитимность и распознаваемость лицензий иногда прямо противоположны. Так, например, в чартерных компаниях некоторых европейских стран доверие к легитимным лицензиям ICC настолько низкое, что их владельцев придирчиво экзаменуют, перед тем как выпустить в море, тогда как владельцам “нелегитимных” лицензий IYT и RYA отношение более чем лояльное.

Человеку, который задумался отучиться яхтингу и получить лицензию, в такой ситуации стоит беспокоиться в первую очередь о своих знаниях и практических навыках, которые он получит в процессе обучения, чтобы уверенно чувствовать себя на этапе заказа яхты и в процессе возможной проверки представителями чартерной компании. Ведь не зря говорят, чтобы выйти в море требуются лицензии, чтобы вернуться – знания и навыки!

Поэтому далее мы рассмотрим с вами системы обучения и школы с точки зрения даваемых ими знаний и практических навыков…

RYA – Royal Yachting Association – английская королевская ассоциация.

RYA – общественная организация с многолетней историей и традициями со штаб-квартирой в Лондоне. Лицензии этой уважаемой ассоциации хорошо распознаются во многих странах мира. Система подготовки инструкторов и сертификации школ на высоком уровне. Однако, как говорится в известной поговорке: “Дьявол кроется в деталях”…

  • Представители RYA утверждают, что их лицензии легитимны, как никакие другие. Отчасти это так. Дело в том, что лицензии RYA одобрены одним из агентств Министерства транспорта Великобритании – MCA (Maritime and Coastguard Agency) – агентством морской и береговой охраны. Но! Право применение этого агентства ограничивается исключительно территориальными водами “Британской империи”, поэтому для других стран и соответственно чартерных компаний, речь может идти исключительно о распознаваемости их сертификатов.
  • Еще один нюанс данной системы, который нужно учитывать россиянам и другим представителям не англоговорящих стран, это направленность всей системы обучения на национальные традиции, и, соответственно, специфическая морская английская терминология, как во время обучения, так и сдачи экзаменов. Соответственно, недостаточный уровень знаний языка может послужить причиной провала на экзамене, что, кстати говоря, частое явление.
  • Представители RYA любят утверждать о высочайшем уровне обучения и сертификации выпускников. Однако, по сравнению с другими системами обучения, на поверхность выплывает обратная сторона медали английской системы. Так, например, практический курс обучения на Day Skipper длится всего пять дней – “Карл, всего пять дней!!!”. Что можно отработать за пять дней с графиком с 10 до 18 и часовым перерывом на обед при загрузке 4-5 студентов?! Поэтому так велик процент не сдач экзамена с первого раза.

Здесь хочется отметить, что, например, в яхтшколе Ru-sailing (работающей по системе IYT), практические тренинги проводятся 12 дней, и, как правило, с 8 до 20!!! Проходят они не на одном месте, как в RYA, а каждый день со сменой места базирования. Это позволяет курсантам многократно за курс обучения в роли капитана отработать навыки подготовки навигационного плана перехода, его осуществления, ведения навигационных счислений, швартовки, постановки и настройки парусов, расхождения с другими судами… И это все не в классе и не на одном месте, а на ПРАКТИКЕ, в МОРЕ!!!


IYT система

 IYT – International Yacht Training World Wide IYT – всемирный международный центр подготовки яхтсменов.

Штаб-квартира IYT находится в Канаде, учебные центры и школы IYT расположены по всему миру. К вашему сведению, наибольшее количество яхтенных школ зарегистрировано в России, Украине и Беларуси. Так, например, в наиболее развитых, в яхтенном смысле, странах, таких как Великобритания, США, Канада, яхт школ этой системы от 3 до 5, а в России более сорока!!! Почему так получилось? Дело в том, что в отличие от RYA, для открытия школы не требуется иметь резидентство страны владения товарного знака IYT (в нашем случае Канады). После сдачи инструкторского квалификационного экзамена и представления в штаб-квартиру определенных данных, требуемых для открытия школы, оплаты вступительного и членского взносов, вы получаете возможность открыть яхтенную школу. Да, есть еще “плюшки” для работы по этой франшизе, в том числе и для потенциальных студентов – обучение в школах может вестись на национальном языке. Лицензии этой системы так распространены, что будет сложно найти страну, в которой бы их не принимали! А профессиональные лицензии IYT одобрены, как английской MCA, так и американской US Coast Guard, и даже рядом государств Карибского бассейна. Таким образом, можно сказать, что легитимность и распознаваемость IYT шире, чем у RYA.

Но, такая простота открытия школ и их распространенность привела к некоторым важным для нас негативным последствиям – контроль за деятельностью учебных центров достаточно слабый. И, как следствие, среди большого количества яхтенных школ этой системы, есть школы, которые не утруждают себя качественной подготовкой студентов. Поэтому, я призываю вас подойти к выбору яхтенной школы очень внимательно! Получение вами яхтенной лицензии, как “корочки” не должно стать самоцелью, ведь просто “корочка” не спасет вас, вашу команду, вашу яхту от неприятностей, а в худшем случае гибели. Море не прощает ошибок! Ищете школу, где учат, где есть теория, есть много практики, а безопасность поставлена во главу угла!

ISSA – International Sailing School Association – Международная ассоциация яхтенных школ.

Европейская общественная организация со штаб-квартирой в Польше с достаточно сомнительной репутацией. Ассоциация появилась недавно, “нарисовав” себе красивую историю. Основоположниками ISSA оказались руководители яхтенных школ IYT, уличенных в торговле лицензиями и изгнанных по этой причине из системы. Хотя, надо отдать должное маркетинговым талантам основоположников системы, последнее время она активно расширяется, собирая в своих рядах всех, кто по каким-либо причинам не могут пройти сертификацию в  IYT и RYA. Предложения школ данной системы с несложным получением шкиперской лицензии и бессрочностью самих сертификатов, набирает обороты и пользуется все большей популярностью… Берегитесь, “дьявол кроется в деталях”! Распознаваемость лицензий ISSA чартерными компаниями оставляет желать лучшего, так же как и сам процесс обучения и сертификации.

ICC IMO

ICC – International Certificate of Competence – международный сертификат компетенции.

Основное и самое важное про ICC уже было изложено выше, но в качестве резюмирующего штриха. ICC – это не система обучения, это название лицензии, принятой в качестве единого стандарта для всех стран мира, на основании резолюции IMO, с рекомендацией проводить занятия и лицензирование обучающихся яхтингу по единым стандартам. Так как данный документ ратифицирован ограниченным числом стран, при чем, многими из них с большими оговорками, на данный момент трудно считать сертификат ICC повсеместно легитимным и распознаваемым. Однако, в настоящих условиях, если есть возможность получить эту лицензию, хотя бы как вторую или дополнительную, я бы рекомендовал это сделать, так как в ряде случаев, особенно в европейских государствах, он поможет вам без лишних вопросов взять яхту в чартер, в том числе по внутренним водным путям (реках и озерах). Кстати, обучаясь по системе IYT, выпускники, сдав квалификационный экзамен на соответствующую ступень IYT, имеют право, банально оплатив стоимость “корочки”, стать обладателем лицензии ICC, но только не стран, ратифицировавших 40 резолюцию IMO. Граждане РФ могут купить лицензию ICC, после прохождения курса обучения IYT (в том числе в яхтенной школе Ru-sailing).

ГИМС – государственная инспекция по маломерным судам.

ГИМС – официальная государственная структура РФ, которая кроме регистрации маломерных судов и контроля их использования на водных просторах, занимается экзаменованием и выдачей гражданам РФ прав на управление этими судами. В принципе это аналог лицензий ICC. Несколько лет назад, наконец,  российские ГИМС-овские права стали двуязычными (русско-английскими), что, безусловно, упрочило их легитимность и распознаваемость на международной арене. Не смотря на то, что в ГИМС-оских лицензиях есть пункт, относящийся к парусным судам, ГИМС не проводит аттестацию на парусную категорию (во как!!!). ГИМС аттестует только на моторные категории, включая гидроциклы. И все же у россиян есть возможность получить этот официальный государственный документ с открытой категорией “парусное судно”. Для этого необходимо пройти обучение по системе  IYT или RYA, представить переведенную на русский язык нотариально заверенную копию полученной лицензии, Logbook (журнал накатки миль) с не менее 200 милями походов, фото, квитанцию об оплате госпошлины, и вуаля, категория “парус” открыта!

ВФПС – всероссийская федерация парусного спорта.

ВФПС – общественная организация, основными целями которой (выписка из устава), является  развитие парусного спорта, его пропаганда, а также проведение спортивных мероприятий… На самом деле, федерацию последние годы сотрясали внутренние разборки, которые мешали деятельному развитию. Однако, направление деятельности, связанное с систематизацией яхтенных школ и различных систем обучения, их легитимизацией, внесением в реестр школ ВФПС, активно проходит в настоящее время. В документах федерации также отмечается о признании системы обучения IYT. При этом, надо отметить, что система обучения ВФПС направлена в первую очередь на подготовку яхтсменов для участия в спортивных соревнованиях, регатах. Терминология, которой обучают в этой системе, насыщенна, если не сказать перегружена, отечественными фразеологизмами и гоночными терминами. Поэтому, если вы планируете гоняться, участвовать в регатах в РФ, то это ваше. Если же вы планируете арендовать яхты за рубежом с целью отдыха и путешествий в кругу семьи и своих друзей, то есть смысл задуматься о прохождении обучения в одной из яхтенных школ IYT или RYA. И желательно пройти его в той акватории, где вы в дальнейшем планируете ходить.

Министерство транспорта РФ.

Лицензии Минтранса РФ – это даже не лицензии, а дипломы о профессиональном обучении и об окончании Федеральных государственных морских и речных учебных заведений. Обучение в этих учебных заведениях длится 3 и более лет, а дипломы позволяют вести профессиональную, в том числе коммерческую деятельность с правом найма. В данной статье мы с вами рассматриваем обучение и получение лицензий на любительском уровне для управления парусно-моторными судами (яхтами), с пассажировместимостью до 12 человек и длиной до 24 метров.

Обобщающая таблица соответствия яхтенных квалификаций разных систем обучения на июнь 2021 года.  Яхтшкола Ru-sailing.

Сравнительная таблица IYT, RYA, ISSA, ICC, ВФПС. Ru-sailing

В заключение, совет от души, выбирая место обучения, помните самое важное правило:

“Чтобы выйти в море, нужны лицензии, а чтобы вернуться – знания!”

Шеф-инструктор международной яхтенной школы Rusailing, Андрей Даценко.