Принимаем яхту (чек-лист)

CHECK IN

Процедура “Check in” – это общение с ответственным представителем чартерной компании, который показывает, что и где на лодке находится. Он рассказывает об особенностях тех или иных устройств, объясняет и показывает, как они работают.

Сотрудник часто заинтересован в том, чтобы как можно быстрее освободиться и заняться другими клиентами. И тут важно лично убедиться, что всё, что он показал, действительно работает.

Проблема начинающих яхтсменов – боязнь показаться некомпетентным. Принимая яхту, они спешат сказать, что им всё ясно, и легко могут не заметить, что прибор не работает, механизмы заедают, а проводка такелажа не соответствует объяснениям.

Чартерные круизные яхты похожи друг на друга, тем не менее многие элементы в них могут иметь существенные различия – и здесь не надо стесняться спрашивать. Представитель компании и сам может “давить” на клиента, делая вид, что не понимает его.

Другая проблема неопытных яхтсменов: они считают, что если лодка новая, то она обязательно исправна. Это иллюзии. Яхты эксплуатируются в разных условиях и отдельные узлы изнашиваются по-разному. Даже новые (то есть примерно годовалые) яхты могут иметь те или иные повреждения, поломки и недостатки.

Безопасность

– Количество и исправность спасательных жилетов и страховочных обвязок.

– Спасательный плот (СРОК ГОДНОСТИ!), спасательный круг-подкова.

– Пиротехника.

– Аптечка.

– Трюмные помпы – ручная и автоматическая (проверяем работоспособность).

– Огнетушители (СРОК ГОДНОСТИ!).

– Газовые вентили и газовая сигнализация.

– Где находятся заборные отверстия для воды, расположенные ниже ватерлинии?

– Состояние иллюминаторов и люков.

– Аварийный вентиль подачи топлива в двигатель

Двигатель

– Проверяем уровень масла, натяжение ремня.

– Запускаем, проверяем, идёт ли вода, включается ли передний и задний ход.

– Записываем количество моточасов.

– Проверяем наличие запчастей: фильтры, ремень, крыльчатка.

Рулевая система

– Где аварийный румпель, как устанавливается и работает?

Стоячий такелаж

– Проверяем места крепления вант и штагов (наличие и целостность шплинтов), натяжение вант и штагов.

Паруса и бегучий такелаж

– Если позволяет ветер, ставим паруса. Проверяем состояние. Изучаем систему рифления.

– Проверяем состояние шкотов, фалов и прочее.

– Проверяем исправность лебёдок, наличие и количество ручек к ним.

– Стопора.

Якорная система

– Проверяем работу якорной лебедки и выясняем, как сбрасывать цепь и поднимать якорь вручную.

– Где находится выключатель-автомат?

– Какова длина якорной цепи и размечена ли она?

– Крепление конца цепи к корпусу.

– Где запасной якорь?

Приборы и штурманские инструменты

– Рация – проверяем её работоспособность на приём и передачу, связавшись с кем-либо.

– Включаем и проверяем все приборы, имеющиеся в наличии.

– Выясняем, как откалиброван эхолот – от поверхности воды, от датчика или от киля.

– Проверяем наличие штурманских инструментов: линейки, циркуля и компаса-пеленгатора.

Электричество

– Где находятся аккумуляторы, как закреплены?

– Где главные выключатели?

– Проверяем, работает ли зарядное устройство от берега и генератора.

– Горят ли наружные огни и есть ли освещение внутри?

Туалеты

– Проверяем, как заливается и смывается вода в гальюнах, работает ли откачка воды из душа.

– Если есть фекальные танки, как их опорожнять?

Вода

– Выясняем, где находятся водяные танки и заливные отверстия.

– Где находятся вентили переключения с одного танка на другой?!

– Есть ли индикатор уровня воды (или расхода воды)?

Газ

– Где расположены баллоны, есть ли запасной?

– Расположение вентиля перекрытия газа.

Динги (тузик)

– Если не надут – надуваем и смотрим, держит ли воздух.

– Если уже надут, ищем помпу к нему, нужно убедиться, что работает и подходит по диаметру.

– Проверяем вёсла и уключины.

Подвесной мотор

– Заводим, проверяем, есть ли ход.

– Проверяем наличие бензина.

Швартовые концы и кранцы

– Проверяем количество и состояние.

Документы

– Проверяем документы на яхту и судовую роль (crew list), наличие
карт, лоций, инструкций к приборам и описания самой яхты.

– Записываем телефон чартерной компании для связи в экстренных случаях.

Повреждения

– Осматриваем яхту снаружи и внутри на предмет повреждений (царапины, трещины, сколы и пр.).

– Если есть – сфотографировать и (или) сделать запись о них.

– По возможности фотографируем подводные части — перо руля и нижнюю часть киля.

CHECK OUT

По возвращении из плавания роли меняются. Теперь чартерная компания в лице своего представителя будет дотошно проверять лодку. Если поводов для наложения штрафа не найдётся, то депозит в целости и сохранности вернётся к Вам. Если в лодке что-то не так, лучше сообщить об этом чартерному агенту сразу.

По форме процедура check out может быть различна. Бывает так, что лодка подвергается доскональному осмотру: днище обследует аквалангист, борта тщательно моются для облегчения поиска возможных повреждений корпуса, с пристрастием осматриваются паруса, верёвки, лебёдки, проверяются приборы, мотор, подвесной мотор, комплектность.

Короче, делается всё то, что обычно делает клиент перед выходом в море. Только с большей придирчивостью, которая, кстати, иногда выходит за рамки разумного. Как-то представитель чартерной компании указал нам на скол на полу в каюте, назвав это проблемой и намекая на возможность штрафных санкций. Конечно же, во время check in этот скол не был замечен, да и кому придёт в голову рассматривать царапины на полу. И хотя нам всё-таки удалось доказать, что скол не был свежим, неприятный осадок остался.

Впрочем, надо отдать должное такой дотошности: видя, как чартерная компания проводит check out, понимаешь, как на самом деле компания относится к своему флоту и насколько безопасно плавание на её лодках. Бывает и так: агент, мельком осмотрев лодку, кивнул и удалился. Check out окончен.

В завершение полезно заметить: выходя в море, Вы ответственны за свою жизнь и жизнь тех, кто с Вами на лодке.