Принимаем яхту (чек-лист)
CHECK IN
Процедура “Check in” – это общение с ответственным представителем чартерной компании, который показывает, что и где на лодке находится. Он рассказывает об особенностях тех или иных устройств, объясняет и показывает, как они работают.
Сотрудник часто заинтересован в том, чтобы как можно быстрее освободиться и заняться другими клиентами. И тут важно лично убедиться, что всё, что он показал, действительно работает.
Проблема начинающих яхтсменов – боязнь показаться некомпетентным. Принимая яхту, они спешат сказать, что им всё ясно, и легко могут не заметить, что прибор не работает, механизмы заедают, а проводка такелажа не соответствует объяснениям.
Чартерные круизные яхты похожи друг на друга, тем не менее многие элементы в них могут иметь существенные различия – и здесь не надо стесняться спрашивать. Представитель компании и сам может “давить” на клиента, делая вид, что не понимает его.
Другая проблема неопытных яхтсменов: они считают, что если лодка новая, то она обязательно исправна. Это иллюзии. Яхты эксплуатируются в разных условиях и отдельные узлы изнашиваются по-разному. Даже новые (то есть примерно годовалые) яхты могут иметь те или иные повреждения, поломки и недостатки.
Безопасность
– Количество и исправность спасательных жилетов и страховочных обвязок.
– Спасательный плот (СРОК ГОДНОСТИ!), спасательный круг-подкова.
– Пиротехника.
– Аптечка.
– Трюмные помпы – ручная и автоматическая (проверяем работоспособность).
– Огнетушители (СРОК ГОДНОСТИ!).
– Газовые вентили и газовая сигнализация.
– Где находятся заборные отверстия для воды, расположенные ниже ватерлинии?
– Состояние иллюминаторов и люков.
– Аварийный вентиль подачи топлива в двигатель
Двигатель
– Проверяем уровень масла, натяжение ремня.
– Запускаем, проверяем, идёт ли вода, включается ли передний и задний ход.
– Записываем количество моточасов.
– Проверяем наличие запчастей: фильтры, ремень, крыльчатка.
Рулевая система
– Где аварийный румпель, как устанавливается и работает?
Стоячий такелаж
– Проверяем места крепления вант и штагов (наличие и целостность шплинтов), натяжение вант и штагов.
Паруса и бегучий такелаж
– Если позволяет ветер, ставим паруса. Проверяем состояние. Изучаем систему рифления.
– Проверяем состояние шкотов, фалов и прочее.
– Проверяем исправность лебёдок, наличие и количество ручек к ним.
– Стопора.
Якорная система
– Проверяем работу якорной лебедки и выясняем, как сбрасывать цепь и поднимать якорь вручную.
– Где находится выключатель-автомат?
– Какова длина якорной цепи и размечена ли она?
– Крепление конца цепи к корпусу.
– Где запасной якорь?
Приборы и штурманские инструменты
– Рация – проверяем её работоспособность на приём и передачу, связавшись с кем-либо.
– Включаем и проверяем все приборы, имеющиеся в наличии.
– Выясняем, как откалиброван эхолот – от поверхности воды, от датчика или от киля.
– Проверяем наличие штурманских инструментов: линейки, циркуля и компаса-пеленгатора.
Электричество
– Где находятся аккумуляторы, как закреплены?
– Где главные выключатели?
– Проверяем, работает ли зарядное устройство от берега и генератора.
– Горят ли наружные огни и есть ли освещение внутри?
Туалеты
– Проверяем, как заливается и смывается вода в гальюнах, работает ли откачка воды из душа.
– Если есть фекальные танки, как их опорожнять?
Вода
– Выясняем, где находятся водяные танки и заливные отверстия.
– Где находятся вентили переключения с одного танка на другой?!
– Есть ли индикатор уровня воды (или расхода воды)?
Газ
– Где расположены баллоны, есть ли запасной?
– Расположение вентиля перекрытия газа.
Динги (тузик)
– Если не надут – надуваем и смотрим, держит ли воздух.
– Если уже надут, ищем помпу к нему, нужно убедиться, что работает и подходит по диаметру.
– Проверяем вёсла и уключины.
Подвесной мотор
– Заводим, проверяем, есть ли ход.
– Проверяем наличие бензина.
Швартовые концы и кранцы
– Проверяем количество и состояние.
Документы
– Проверяем документы на яхту и судовую роль (crew list), наличие
карт, лоций, инструкций к приборам и описания самой яхты.
– Записываем телефон чартерной компании для связи в экстренных случаях.
Повреждения
– Осматриваем яхту снаружи и внутри на предмет повреждений (царапины, трещины, сколы и пр.).
– Если есть – сфотографировать и (или) сделать запись о них.
– По возможности фотографируем подводные части — перо руля и нижнюю часть киля.
CHECK OUT
По возвращении из плавания роли меняются. Теперь чартерная компания в лице своего представителя будет дотошно проверять лодку. Если поводов для наложения штрафа не найдётся, то депозит в целости и сохранности вернётся к Вам. Если в лодке что-то не так, лучше сообщить об этом чартерному агенту сразу.
По форме процедура check out может быть различна. Бывает так, что лодка подвергается доскональному осмотру: днище обследует аквалангист, борта тщательно моются для облегчения поиска возможных повреждений корпуса, с пристрастием осматриваются паруса, верёвки, лебёдки, проверяются приборы, мотор, подвесной мотор, комплектность.
Короче, делается всё то, что обычно делает клиент перед выходом в море. Только с большей придирчивостью, которая, кстати, иногда выходит за рамки разумного. Как-то представитель чартерной компании указал нам на скол на полу в каюте, назвав это проблемой и намекая на возможность штрафных санкций. Конечно же, во время check in этот скол не был замечен, да и кому придёт в голову рассматривать царапины на полу. И хотя нам всё-таки удалось доказать, что скол не был свежим, неприятный осадок остался.
Впрочем, надо отдать должное такой дотошности: видя, как чартерная компания проводит check out, понимаешь, как на самом деле компания относится к своему флоту и насколько безопасно плавание на её лодках. Бывает и так: агент, мельком осмотрев лодку, кивнул и удалился. Check out окончен.
В завершение полезно заметить: выходя в море, Вы ответственны за свою жизнь и жизнь тех, кто с Вами на лодке.