Как вести себя на яхте

Парус – это свобода!

Свобода в рамках правил

отдых на борту суднаС одной стороны – яхта дает именно ту свободу, открывает новый мир, о котором многие только мечтают, но с другой стороны, на яхте, будь то парусной или моторной необходимо строго соблюдать ряд правил, таких как:

  • во-первых, это техническое средство повышенной опасности;
  • во-вторых, стихия может самым прямым образом повлиять на ваше плавание;
  • и в третьих, есть ряд правил, которые так и называются- хорошая морская практика (ХМП), следуя которой Ваше плавание пройдет успешно и Вы получите только позитивные воспоминания от круиза или участия в парусной регате.

От себя добавим еще одно понятие – яхтенная этика, которая предполагает от яхтсмена соблюдения этических норм поведения как на яхте, так вне ее.

Итак, всё по порядку

Вы ступили на палубу яхты. Чтобы Ваш отдых не был испорчен мелкими неприятностями, Вам необходимо знать и соблюдать ряд правил поведения на яхте.

Первое и самое главное правило поведения на яхте – быстрое и беспрекословное выполнение команд капитана.проверка троса

Друзья, мы сразу хотим разграничить два понятия – капитан и судовладелец. Судовладелец это физическое или юридическое лицо, которое является владельцем яхты. Капитан – термин, означающий должностное лицо, возглавляющее команду судна, и несущее ответственность за действия команды, и обладающее судоводительским образованием.

Помните, капитан – не Ваш слуга, он тот, кто отвечает за безопасность судна и главное – безопасность команды, т.е. Вашу личную безопасность. Слово капитана – закон!

Перечислим основные правила поведения на яхте:

  1. Слово капитана — закон! Его команды не обсуждаются и не подвергаются сомнениям. Если у Вас есть претензии к капитану, их можно обсуждать с ним только на берегу, когда яхта пришвартована.
  2. Капитан имеет право списать Вас на берег и с Вами в море не выходить за невыполнение приказов, а также за грубое нарушение правил техники безопасности или принятых норм поведения.
  3. Во время перехода на яхте запрещается употребление любых алкогольных напитков или наркотических веществ.
  4. Все технические предметы, помогающие управлять яхтой, которые Вы используете в текущий момент, должны быть возвращены точно на место. Предметы – это ручки от лебедок, ручной компас, бинокль, пеленгатор, радиостанция и т.д.
  5. Экономьте воду – на борту запас пресной воды ограничен, а ее пополнение не всегда возможно, особенно, если у Вас длительные переходы вне марин. Оценивайте свои запасы воды, пищи и электричества. На борту этой яхты есть возможность мыть посуду забортной соленой водой, особенно вдали от берега.
  6. Мытье палубы необходимо производить только при задраенных люках, с разрешения капитана.
  7. Особую осторожность соблюдайте, работая на камбузе (кухне), тем более, если это происходит на ходу под парусами. Большинство травматических случаев происходит именно здесь (самый распространенный – ожог).
  8. Не ходите по яхте в береговой обуви! Нельзя заходить на яхту в грязной обуви, в обуви с черной маркой подошвой и на каблуках. На яхте необходимо использовать обувь с мягкой светлой подошвой, обеспечивающую хорошее сцепление с палубой. Наиболее правильно использовать яхтенную обувь, которую можно купить в специализированных магазинах.
  9. Необходимо неукоснительно выполнять правила техники безопасности.
  10. При подходе к гавани или месту стоянки, а также на сложных навигационных участках акватории никогда не заслоняйте обзор шкиперу. Точно и четко выполняйте команды шкипера, не обсуждая как лучше подойти. Даже при наличии у шкипера малого опыта – Вы отвлечете шкипера и создадите элемент хаоса на яхте.
  11. Спускайтесь в каюту или на пирс всегда спиной вперед. Оценивайте свои запасы воды , пищи и электричества при длительных плаваниях.
  12. Не оставляйте свои вещи на борту яхты без присмотра – есть шанс, что они в лучшем случае упадут на пайол, в худшем – море унесет их на дно.
  13. Перед выходом в море сдайте все ценные вещи в кают-компанию. Судя по количеству утонувших телефонов – из них можно было бы собрать огромную коллекцию техники двух последних десятилетий.

Правила этикета

закат в маринеСоблюдайте правила этикета. Думайте о том, как Ваши действия отражаются на Вас и Ваших товарищах. Перечислим основные моменты далее:

  1. 1. Нельзя бросать мусор за борт — ни в гавани, ни в открытом море.
  2. 2. Свистеть, орать или кричать на стоянке в марине, при швартовке либо в движении — грубое нарушение морского этикета. Ведите себя достойно, именно так характеризуется настоящий яхтсмен. При заходе в гавань в ночное время старайтесь не шуметь, так как большинство уже спит, для веселья всегда есть другие места.
  3. 3. На яхте необходимо носить чистую одежду и иметь несколько запасных комплектов, предусматривающих различные погодные условия.Не бросайте в унитаз гальюна(туалета) даже туалетную бумагу – он может легко засориться. Кто засорил гальюн, тот его и прокачивает (зачищает), если это к тому моменту еще возможно. Во время движения гальюны должны быть закрыты специальными клапанами, которые обычно расположены под умывальником (указание на закрытие данных задвижек, а также контроль на их закрытие возлагается на дежурного капитана!!!)
  4. Снижайте скорость при обгоне другой яхты, и не создавайте излишнюю волну. Исключение – если Вы являетесь участником регаты, но и в данном случае, действуйте согласно правилам расхождения яхт на море и во внутренних водных путях.
  5. Уважать владельцев местных лодок, относиться бережно к их собственности и причалам.
  6. Не заглядывайте в открытые люки и иллюминаторы соседних яхт – это не этично.

Главное правило, подкрепленное законом

Как вести себя на яхтеУ яхтсменов много правил поведения на воде, но только одно — главное: помочь попавшему в беду. Перед бедой нет рангов, все равны.

Сегодня ты помог кому-то, завтра помогут тебе!

Учтите, что в случае гибели людей на другой яхте, которые просили о помощи, а Вы ей ее не оказали – Вы попадаете под уголовную ответственность (в первую очередь капитан яхты).

Правила и этикет – залог Вашего активного отдыха на яхте!

Соблюдайте правила поведения, уважайте друг друга, относитесь бережно к лодке, и тогда каждая минута проведенная на яхте, будет для Вас яркой и незабываемой, и часы превратятся в дни, дни в недели, а недели в месяцы той свободы и отдыха, что зовется – яхтинг и парусный спорт!!!

Шеф-инструктор яхт школы Ru-sailing Андрей Даценко

Вы безусловно захотели стать продвинутым матросом и получить международную лицензию или стать НАСТОЯЩИМ КАПИТАНОМ, не медлите, срочно пишите, а еще лучше звоните по телефону +7(498) 088 -63-46.

Вас ждут международные лицензии Всемирной системы обучения яхтинга IYTWW , европейской системы ICC, утвержденные MCA.

Записаться