You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Морская УКВ радиосвязь

VHF SRC Marine Communication

Одной из важнейших составляющих безопасности в море является знание морской связи!

      При помощи глобальной системы передачи сигналов бедствия на море (GMDSS) организуется всемирный мониторинг судов и обеспечение помощи при передаче сигналов бедствия.

     ГМССБ или GMDSS (Global Maritime Distress and Safety System) — международная система, использующая современные наземные, спутниковые и судовые системы радиосвязи, разработана членами Международной Морской Организацией (IMO). В соответствии с этой Международной Конвенцией суда оснащаются необходимой аппаратурой и проходит обучение.

На представленной выше схеме изображены возможные каналы связи между судами и обеспечивающими их связными станциями, размещенными на земле, на воде и в воздухе.

В данной статье нет цели подробно рассмотреть работу всех систем ГМССБ. Мы с вами пройдемся по составу аппаратуры, которая должна быть на борту яхты, выходящей в море, а также основных знаниях, необходимых шкиперу для работы с ней.

     Итак, первой и самой важной единицей, с которой постоянно работает шкипер или назначенный радиооператор, является VHF (very high frequency) радиостанция

    При помощи VHF радиостанций происходит рутинный обмен сообщениями между судами и берегом, а также передача сигналов бедствия. Эти радиостанции работают на специально выделенных для них частотах 156-163 МГц. Однако, моряки привыкли работать, с так называемыми каналами. Весь диапазон, выше названных частот, поделили и присвоили номера, их всего 59. 

        Каналы имеют строго определенное назначение. Это назначение указано в специальной таблице. Мы с вами рассмотрим основные каналы, имеющие для нас первостепенное значение. 

      Так, для вызова судов и подачи сигналов бедствия служит 16-ый канал. Каждое судно обязано нести вахту на этом канале, т.е. внимательно слушать все передачи. Так же этот канал слушает и береговая охрана, которая приходит на помощь в случае бедствия.

       Каналы 06, 08, 09, 10, 13, 15, 17, 67, 69, 72, 73, 77 используются для коммуникации между судами и/или портами. Но, хорошей морской практикой будет уточнить в Water Pilot (Лоции акватории),  какие каналы лучше использовать для переговоров между судами, на каких каналах и в какое время передают прогнозы погоды, а также канал вызова портовых служб места вашего назначения. 

       Канал 70 не может использоваться для радиосвязи ни при каких обстоятельствах. Он используется для передачи Цифрового Селективного Вызова (DSC) – морского аналога СМС сообщений мобильных телефонов. Передача речевого сигнала на этом канале категорически запрещена!   

     Порядок связи и структуру сообщений в этой статье рассматривать не будем. Приходите на занятия в Ru-Sailing, и мы с вами досконально, с использованием настоящей морской радиостанции, изучим этот вопрос и в реальной обстановке закрепим!

   Из общей информации хотелось бы отметить следующее. Дальность действия стандартной 25-ватной радиостанции при связи судно-судно составляет в среднем 5-15 морских миль, и зависит в первую очередь от высоты, на которой размещена приемо-передающая антенна. На рисунке это все хорошо видно. 

      Кроме того, важнейшими устройствами, которые входят в систему ГМССБ, и которые нужно знать и уметь применять шкиперу, являются: EPIRB, SART и NAVTEX.

   EPIRB (Emergency Position-Indicating Radio Beacon) – морской аварийный радиобуй. Используется для передачи сигналов бедствия и идентификации координат нахождения буя на частоте 406 МГц. Как правило, он инициируется в ручном режиме (нужно активировать руками) или в автоматическом (при попадании в воду). Конечно же буй должен быть привязан, и не должен уплыть от места нахождения людей, терпящих бедствие, т.к. определяются координаты именно его нахождения. Средняя длительность его работы составляет 48-72 часа в зависимости от стоимости и производителя. Сигналы бедствия принимаются российскими спутниками системы COSPAS-SARSAT или американской системы INMARSAT. У той и другой системы есть свои плюсы и минусы: так российские спутники определяют местонахождение точнее, чем американские, но дольше, и наоборот  американские быстрее, но менее точно.

     SART (Search and Rescue Radar Transponder) – радиолокационный спасательный ответчик.  Облегчает определение местоположения судов, терпящих бедствие, путем передачи специальных сигналов на судовые радиолокационные станции на частоте 9,2 – 9,5 ГГц. Для увеличения дальности обнаружения ответчик должен быть расположен как можно выше. На высоте 1 м над уровнем моря дальность обнаружения составляет – 5 морских миль. Попадание ответчика в зону действия радара сигнализируется световым и звуковым сигналом.

    NAVTEX (NAVigationTEleX) – международная автоматизированная система оповещения. Служит для приема навигационной и метеорологической информации безопасности (Marine Safety Information). Информация распространяется в СВ диапазоне на частоте 518 КГц. Дальность приема доходит до 400 морских миль. Мир поделен на 21 район, закрепленный за конкретной страной. Каждая страна, которая закреплена за тем или иным районом, обеспечивает работу своих станций, которые передают навигационную и метеорологическую информацию в установленное время и по единым стандартам. Таким образом, судно оснащенное соответствующим приемником NAVTEX, принимает данную информацию. Надо отметить, что передаваемая информация формализована и необходимы знания структуры данных сообщений, чтобы использовать их по назначению. Еще хочется отметить, что в продаже появились не дорогие  устройства NAVTEX, представляющие из себя коробочный вариант, подключаемый к компьютеру, а также в виде пейджера, на экране которого можно просматривать формализованные сообщения.

В яхтшколе Ru-Sailing в курсе морского УКВ радиооператора весь спектр вышеуказанной аппаратуры и порядок работы с ней изучается в полном объеме. 

Перейти к верхней панели